пятница, 11 октября 2013 г.

ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ.

От учителя ученику...

 
Лекция №1. Живопись надо не только видеть, но и понимать.
Задача студента состоит не только в том, чтобы слушать замечания преподавателя относительно своих ошибок и бежать всё исправлять. А ещё и в том, чтобы самому научиться правильно смотреть и правильно видеть. Понятие "цельное видение" должно пониматься буквально. Видеть композицию можно объёмно или плоскостно.
 
Уровень подготовки к живописи бывает разный. И скажу вам честно. Фраза "я так вижу", которой часто апеллируют начинающие, приводя весьма сомнительные доводы, вызывающие добрую улыбку, для хорошего преподавателя почти ничего не значит. ) По самой главной и единственной причине. Как обучающийся "видит", насколько скрупулёзно постигает азы, способен ли он постичь науку - живопись, с чего он начинает и как продвигается, для опытного наставника не составляет трудности в понимании. Вы сможете сказать как Поль Сезанн: "Я рисую так, как вижу, как чувствую ... а чувствую я очень сильно. Другие тоже чувствуют и видят, но не решаются это передать. Я же решаюсь. Мне хватает смелости высказывать свои взгляды. Хорошо смеется тот, кто смеется последним!". Но немного школы всё же необходимо. )     
                   
Огромный недостаток в любой живописной работе - это небрежность по отношению к рисунку. Однако, вы сразу можете начинать работу с красками, если способны создать форму при помощи кисти. Так часто начинали свою работу известные в истории живописцы.
 
Любое обучение начинается с натюрморта. Первые работы следует начинать только акварелью. Именно с помощью акварели вы сможете прочувствовать сам цвет и его прозрачность. Начинать с гуаши или масла недопустимо. Пастозность данных способен быстро "замылить" глаз. Натюрморт должен соответствовать содержанию и смыслу. У него должен быть главный контраст, ведущее сочетание цветов, общая тональность и настроенность. Т.е., характер.
 
Вначале это должны быть несложные натюрморты, построенные на контрастах. Несколько предметов, различных по форме и цвету будет достаточно. Самый сложный натюрморт тот, для которого подбираются предметы, близкие по цвету или очень светлые. Перед тем, как вы начнёте свою работу, следует "увидеть" всю постановку в целом на расстоянии в двойном размере. А это значит, что вы должны отойти от места своей работы. Не всегда выбранное для работы место бывает очень удачным и правильным. Особенно, если "лучшие" места уже заняты пришедшими в аудиторию раньше. Но, важно. 1. Точка зрения обязательно связана с композицией. 2. Вам должно нравиться ваше поле зрения. Т.е. тот вид натюрморта, который вы будете писать. Если с самого начала вам не нравится ваше место и ваш настрой уже не совсем оптимистичный, то конечный результат может желать лучшего.
 
Натюрморт "В ежевичных тонах" с предметами, близкими по цвету.
 
 
 
Предмет "композиция", не без основания, занимает важную роль для будущего художника. Создать интересную композицию очень нужно. Поэтому в начале постановки натюрморта, предметами следует "поиграть". Поиск наиболее выигрышного варианта без сомнения полезен. Так вы определяетесь с вертикальной или горизонтальной компоновкой. А иногда даже требуется квадрат. Если сказать просто, то композиция - это расположение предметов, любых форм, цветовых пятен на плоскости. Но композиция нужна не только при работе с натуры. Бывает и картинная композиция.
 
Т.к. разговор именно о живописи, то у вашего натюрморта должны быть: единый колорит, цветовая согласованность. Это называется "единое видение". Когда все цвета в соподчинении. В композиции используют правило "золотого сечения", а также симметрию, но ни в коем случае точную. В композиции должен быть композиционный центр, равновесие правой и левой частей, загруженность верха и низа, ритмичное построение, паузы. Слова "композиционный центр" означают то, что какой-то предмет является самым главным и этот центр всегда сдвинут в сторону от геометрического центра.
 
Итак, вы определились с композицией. У вас есть предварительный лёгкий рисунок. Приступая к живописи, вы должны наметить главные контрасты. Это самая тёмная, самая яркая, самая светлая часть в композиции. Я советую начинать по перечислению. Не забывая, что все цвета взаимодействуют. И влияние одного цвета на другой очевидно. Одновременно вы должны обозначить тональную границу между горизонтальной и вертикальной плоскостью. Затем поочерёдно выстраивайте форму и цвет предметов. Тень, свет, цвет, передача материала. Проработка начинается с первого плана, постепенно уходящая в глубь композиции.
 
Важное правило! Проработку одного предмета следует вести, захватывая соседние формы и фон. Так сохранится общность идеи. На работе не должно остаться белых недоработанных кусков. Полутона, блики, рефлексы, передача фактуры, узоры... Всё это дорабатывается под конец. Выписывать  детали буквально не нужно. И здесь важно вовремя остановится. )
 
Конечно, это только начало. Продолжение следует... 
 

Статья подготовлена автором публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий